?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Puhelin suomea

Именно так назывался один из моих учебников по финскому. Тонкая книжка в серой обложке.

На курсы финского меня в восьмом классе отправила мама. Чтобы было мне там не очень скучно, мама сговорилась с мамой моей тогдашней лучшей школьной подруги, и нас на курсы записали обеих.

Финский язык и вообще все финское тогда я, дурища тринадцатилетняя, терпеть ненавидела. Первый месяц я с энтузиазмом учила новые многосложные слова, осваивала падежи и окончания, через пару месяцев заскучала, а еще через некоторое время начала использовать каждый удобный случай, чтобы занятия прогулять. Прогуливать было сложно, так как с занятий, заканчивавшихся вечером (нас еще и во взрослую группу записали), нас стабильно встречала та или другая мама, сидели в коридоре, а по окончании занятий выдавали нам бутерброды или печенья и транспортировали домой. Но я умудрялась сбегать до начала, а возвращаться к концу, пока кто-то из мам еще не приехал, один раз, правда, не свезло - моя мама приехала раньше обычного, а тут я лечу, запыхавшись, по коридору, пришлось срочно врать, что занятия закончились раньше, а я бегала к метро звонить из автомата, что мы уже освободились... Промучилась я так год или около, а потом поставила вопрос ребром - больше не пойду. И не пошла.

Много воды утекло с тех пор, по-фински я до сих пор умею только ругаться и извиняться, ну еще совершенно бесполезное mina olen venajalainen и чуть более иногда полезное mina en ymmara в голове отложилось, причем за правильность написания я не ручаюсь, а умляутов у меня тут нет. Финляндию полюбила всей душой, жалею, что не выучила таки этот невыговариваемый язык, глядишь, и пригодилось бы. Езжу теперь к нашим северным соседям за всякими продуктами да мозги проветрить, ну и кухню финскую периодически осваиваю.

Собственно о кухне финской речь дальше и пойдет. Раунд четвертый завершен. Не все, что хотелось, смоглось, однако то, что получилось, получилось неплохо, и даже весьма, так что добро пожаловать под кат, там вкусно.

булочки с кардамоном и корицей 1

Но начнем мы, конечно, не с булочек. Начнем мы с основных блюд, причем супом я вас не буду утомлять - для "финского" дня я выбрала уже знакомый вам свекольный крем-суп, он показался мне достаточно финским, да и на сайте Pirkka, помнится, тоже был похожий рецепт, только там сметана была, а не сливки. Со сметаной было бы аутентичнее, но этот суп мы любим именно так.

Ну и как же без рыбы.

котлеты из лосося

Совершенно потрясающие котлеты с лососем по рецепту Карины. Я чуть меняла, пишу как у меня.

- 750 г филе лосося
- 0,5 луковицы
- 2 ст. л. картофельного крахмала
- 1 белок
- пучок укропа
- соль, черный перец
- сок лимона

Филе лосося снять с кожи и мелко порубить ножом. Не пугайтесь, это несложно и не очень долго.
Лук я не стала обжаривать, а просто мелко-мелко порезала. Очень мелко.
Смешала нарубленную рыбу с укропом и луком, посолила, поперчила, добавила белок, крахмал, все хорошенько перемешала.
Добавила в фарш немного лимонного сока, перемешала.
В холодильнике фарш не выдерживала, сразу жарила котлеты.

Масла много на сковороду не лейте, лосось рыба не так чтобы постная, я что-то многовато ливанула, потом выкладывала готовые котлеты на бумажные полотенца, чтобы лишнее впитать.

При подаче поливала теплые котлеты лимонным соком. На гарнир было картофельное пюре с жареным луком, мускатным орехом и черным перцем.

Обалденно вкусно.


Теперь салат.

Небольшое лирическое отступление. Я не покупаю готовые салаты. Никакие. Ни те, что живут неделями в холодильниках, ни те, что готовятся в кулинариях различных супермаркетов, я достаточно брезглива, да и все эти "Е" и пр., ну нафиг. Но есть одно исключение. Когда я приезжаю в Хельсинки, на обед или ужин я всегда покупаю себе один и тот же салат, ржаной финский хлеб и балдею. Да, в том салате тоже есть какие-то "Е" или что-то такое, и хранится он две недели. Но не могу себе отказать. Я его обожаю. Макс его тоже очень любит, но до него салат доезжает очень редко, обычно я все сама съедаю (почему-то брать сразу две коробки я никогда не догадываюсь). По-фински этот салат называется punajuurisalaati и не представляет собой с точки зрения ингредиентов вообще ничего выдающегося. Свекла, картофель, майонез. Но, черт возьми, почему так вкусно?? И свеклу они как-то так особенно для него рубят... Салат этот, кстати, я помню еще с подросткового возраста, моя мама его очень любила и тоже раньше часто из Финляндии привозила. И я решила попробовать воспроизвести этот салат дома. Без Е. Наудачу. Получилось весьма похоже.

свекольный салат по-фински

- 3 отварных свеклы
- 2 отваренных в мундире картофелины
- 1 очень большой зубчик чеснока
- соль, черный перец
- легкий майонез и горчица для заправки

Отваренные овощи остудить и натереть на крупной терке. Чеснок - на самой мелкой. Перемешать, посолить, поперчить.
Заправить смесью майонеза и горчицы. По пропорциям заправки сказать сложно, я так, на вкус... но примерно так - на 2 ст. л. майонеза примерно 2/3 ч. л. горчицы. Самой обычной, не слишком острой, не дижонской и т. д.

Вкусно, да. Не совсем так, как в супермаркетах Хельсинки продают, но близко, и, главное, по-домашнему. И вообще я свеклу люблю.


Ну и еще одна вещь, за которую я если не душу продам, то как минимум 450 км проеду.

Финские булки я тоже люблю с давних пор. Всякие разные. Ух, сколько я их перепробовала. Дома, в Питере, я, понятное дело, никаких булок в магазинах не покупаю, я их сама пеку. Но, приезжая в Финляндию, даю себе вольную. По сложившейся за много лет традиции, приехав утром в Хельсинки, я первым делом отправляюсь в супермаркет, где только-только начали выкладывать свежайшую выпечку, беру булку, шлепаю в Макдак, покупаю кофе и с наслаждением завтракаю. Кстати, почему-то в Финляндии кофе в Макдаках не столь отвратителен, как в их российских забегаловках, хотя тоже Паулиг. Но бог с ним, с кофе, ближе к булкам. Выпечка в Финляндии вообще удивительно вкусная, у них и мука шикарная, и среди всего этого калорийного безобразия у меня есть один фаворит, которому после множества дегустаций и досталось безраздельно мое сердце. Это самые, пожалуй, популярные там булочки с кардамоном и корицей. От одного вида, от одного запаха их я теряю волю. Они не просто вкусны. Они невозможно, неприлично, невероятно вкусны. Я едала много самых разных булок в самых разных странах, я везде, где бываю, инспектирую, сколько сил (в основном моральных, и в основном направленных на удержание порывов) хватит, разнообразные пекарни. Но, вот честное пионерское, между парижским круассаном и финской булочкой с корицей я выберу последнюю.

Я дико боялась их печь дома. Боялась, что не получится. Что получится не так. Что надежда испечь любимые булки дома не оправдается.

Я еле удержалась, чтобы не схомячить весь противень сразу.

Оправдалась. Получилось. Я счастлива.

Вот они, мои хорошие.

булочки с кардамоном и корицей 2

Булочки с кардамоном и корицей - korvapuustit

Рецепт, конечно, снова Карины, гигантское ей мое спасибо за эти финские рецепты.

Для теста:
- 250 мл молока
- 4 г сухих дрожжей (13 г свежих)
- 75 мл сахара
- 2 ч. л. молотого кардамона
- 450-500 г муки *
- 75 г сливочного масла комнатной температуры **
- щепотка соли

Для начинки:
- 2 ст. л. мягкого сливочного масла
- 2 ст. л. молотой корицы
- 1,5 ст. л. сахара
- 1 ст. л. ванильного сахара

Для смазки:
- 1 желток + 1 ч. л. воды

* количество зависит от муки. Я брала обычную хлебную 12% протеина, "Предпортовую", у меня ушло даже меньше 450 грамм. Смотрите по тесту, оно не должно быть крутым! Муки лучше "недо-", чем "пере-"!
** взяла около 50 г

Теплым молоком залить дрожжи с сахаром, как следует размешать и оставить на 10 минут.
Постепенно просеивая в молоко муку, замесить мягкое и эластичное тесто, добавив в конце кардамон, масло и соль.
Вымесить 10 минут, скатать шар и выложить в смазанную маслом миску. Накрыть и дать подойти, пока тесто не вырастет вдвое.

Подошедшее тесто обмять, слегка вымесить и раскатать в квадрат 50*50 см. У меня, правда, был не квадрат, а прямоугольник 50*40, у меня доска для раскатки шириной всего 40 см.
Смазать тесто маслом, не доходя 1 см до края. Посыпать смесью сахара с ванильным сахаром и корицей.
Скатать тесто рулетом и порезать на кусочки, по форме как усеченные пирамиды, вот так - / \ / \ / \ . Я, видно, что-то напортачила с нарезкой, потому что почти все булочки у меня потом в духовке свалились на один бок.
Выложить булочки на противень, накрыть и дайть подойти еще минут 40.

Взболтать желток с водой.
Черенком ложки надавить сверху на булочки, сделав такую "дорожку".
Смазать булочки желтком, посыпать крупным сахаром.

220С, минут 12-15. Мои 15 пеклись.

Это гастрономический оргазм.

А как пахнет тесто!! Как пахнут сами булочки!! Нет, это невозможно описать, только пробовать, влюбиться бесповоротно и начать печь самим. Настоятельнейшим образом рекомендую!


Увлеклась булками и чуть не забыла про хлеб.

Финский хлеб я тоже люблю до беспамятства. Финны пекут огромное количество хлеба из разных видов ржаной муки, и именно ржаной хлеб я и люблю. Всегда привожу домой этот хлеб, чаще прочего такие краюшки, с которыми очень удобно делать бутерброды. Это настоящий, честный ржаной хлеб, одуряюще ароматный и очень-очень вкусный.

Я пекла кое-какие финские хлебы, тут у меня есть пара рецептов - ржаные краюшки и рождественский хлеб. Хлеб, о котором я сейчас расскажу, я еще не пекла, а к этому дню решила испечь именно его.

ржаной хлеб ruislimppu

Финский ржаной хлеб - ruislimppu.

Источник, конечно, тот же.

Он очень простой в исполнении, этот хлеб. Никаких плясок с бубном, никаких вымешиваний, складываний, ничего такого. А результат - самый настоящий, самый вкусный ржаной хлеб.

- 2 ст. л. ржаной закваски
- 180 мл теплой воды
- 300 г ржаной обдирной муки
- 2 ч. л. свекольной патоки
- 2 ч. л. соли

Обычно я беру темную патоку, tumma siirappi. В этот раз у меня ее не случилось, и я взяла 2 ч. л. темного мусковадо.

Смешать воду с закваской, добавить патоку, размешать.
Постепенно всыпать в жидкость муку, в конце добавить соль.
Вымесить тесто в течение 5 минут. Скатать в шар, накрыть и оставить в теплом месте на 36 часов.

Через 36 часов тесто обмять, сформовать круглую буханку, густо посыпать мукой. Накрыть и оставить на 3 часа.

Духовку разогреть до 230С. Поставить в нее хлеб, сразу уменьшить температуру до 200С и печь 35-45 минут, до готовности. У меня в этот раз сидел 50 минут.

Ох и нанервничалась я с ним. Закваску освежила всего раз, а надо было, пожалуй, все же два. Тесто еле-еле подошло, впрочем, ржаное и не растет как пшеничное, но я начала за него бояться. Вдобавок оно у меня перестояло больше 36 часов, да и получилось более плотным, чем надо бы - кстати, имейте в виду, что оно не должно быть крутым, ржаное тесто вообще дико липкое, кто пробовал, тот знает, не надо муки сыпать сверх положенного, воды может и 200 мл уйти, смотрите - и в духовке поднялось слабо, трещинки были, конечно, но не такие шикарные, как хотелось бы. В следующие выходные если сподоблюсь испечь еще раз, освежу закваску дважды.

Но вкус и запах говорят мне - все правильно. Хлеб удался.


Уфф. Дико много текста получилось, но все такое любимое, что не могла короче.

Спасибо за внимание. Надеюсь, вам было вкусно со мной.

И, да, сорри за фото, они у меня все пошли очень однотипные, но сил на большее уже не было и не знаю, когда теперь появятся.

Comments

( 112 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
moi_natali
Oct. 1st, 2011 04:53 pm (UTC)
Ань, весь стол, конечно же, шикарен. Но булочки, булочки то какие красивые! Хочу одну утащить))))
fleur_de_cassie
Oct. 1st, 2011 05:14 pm (UTC)
Наташа, спасибо большое :) булочки просто чумовые!! очень рекомендую!
porosolka_balt
Oct. 1st, 2011 05:03 pm (UTC)
Аня, какое многообразие. И все просто бесподобно! И булочки, и хлеб... Вкусно!
fleur_de_cassie
Oct. 1st, 2011 05:15 pm (UTC)
Спасибо, Валя, это был действительно очень вкусный раунд :)
fahrwasser
Oct. 1st, 2011 05:11 pm (UTC)
Как же все здорово, сколько интересного! Булочки обязательно буду пробовать испечь. Спасибо!
fleur_de_cassie
Oct. 1st, 2011 05:15 pm (UTC)
На здоровье! Булочки обязательно, они бесподобны!
chernnishka
Oct. 1st, 2011 05:25 pm (UTC)
все меню чудесное! Салат и меня покорил!=)) А про булки с корицей я вобще молчу! Вот только у меня есть один вопрос:когда ты все это успеваешь? Я бы обленилась=)
fleur_de_cassie
Oct. 1st, 2011 05:35 pm (UTC)
Кать, да я в отпуске две недели была))) кайфовала у плиты в свое удовольствие.
На это меню ушло полдня. Без хлеба. Хлеб внимания не требовал. Включая помывки посуды и сопутствующие мероприятия.
(no subject) - chernnishka - Oct. 1st, 2011 05:53 pm (UTC) - Expand
lavender_night
Oct. 1st, 2011 07:07 pm (UTC)
Рыбные котлеты ненавижу по определению. Но вот эти, думаю, съела бы с удовольствием) Спасибо за идею, обязательно попробую.
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:53 am (UTC)
Муж у меня тоже, знаешь, скептически к рыбным котлетам, без охотки, но тут хомячил только в путь)))
zenit_girl
Oct. 1st, 2011 07:17 pm (UTC)
Булочки получились, как в финских супермаркетах! Класс!

fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:53 am (UTC)
Дааааа, Ксю, это именно они!! Мои самые-самые любимые))))
shweda
Oct. 1st, 2011 07:34 pm (UTC)
У тебя так вырос уровень. И фотографий и кулинарного мастерства. Невероятно!
Я помню твои еще форумские фотки, небо и земля просто.
Продолжай в том же духе. Это явно твое!
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:54 am (UTC)
Спасибо, Оль))) это действительно мое, на все 100%.
from_turkey
Oct. 1st, 2011 08:10 pm (UTC)
Я что-то совсем не знакома с финской кухней :( Надо это дело исправить :) Котлеты и булочки заинтриговали больше всего. Анют, ты молодец!
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:55 am (UTC)
Я тоже только осваиваю, но мне нравится многое финское :) я думаю, когда будет возможность, продолжать устраивать такие тематические дни.
Спасибо, Надюш :)
trina_catharina
Oct. 1st, 2011 08:14 pm (UTC)
Паулиг паулигу рознь))
Посмотрела на булочки, захотелось свежих :(
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:56 am (UTC)
Я Паулигов много разных пробовала, молотый покупала тоже, и в кафе пила, как-то не очень мне. Мейру больше люблю и Нордквист, последний пока самый любимый.
(no subject) - trina_catharina - Oct. 2nd, 2011 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - fleur_de_cassie - Oct. 2nd, 2011 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - trina_catharina - Oct. 2nd, 2011 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - fleur_de_cassie - Oct. 2nd, 2011 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - trina_catharina - Oct. 2nd, 2011 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - fleur_de_cassie - Oct. 2nd, 2011 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - trina_catharina - Oct. 2nd, 2011 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - fleur_de_cassie - Oct. 2nd, 2011 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - trina_catharina - Oct. 2nd, 2011 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - trina_catharina - Oct. 2nd, 2011 08:37 am (UTC) - Expand
lissy_cogitare
Oct. 1st, 2011 08:18 pm (UTC)
Полностью согласна насчат финской выпечки!
Все очень-очень вкусное:)
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:56 am (UTC)
Финская выпечка это что-то))))
Спасибо :)
igra_so_vkusom
Oct. 1st, 2011 08:21 pm (UTC)
Ань, все прекрасно, но булочки...! Держите меня семеро:)!
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:57 am (UTC)
Наташ, булочки это просто чума и наркотик))))))) один раз попробовать - и все, подсядешь))))
fuchsia_pejjot
Oct. 1st, 2011 09:52 pm (UTC)
отличные рецепты!
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:57 am (UTC)
спасибо большое, действительно, удачная подборка получилась :)
milamelek
Oct. 1st, 2011 10:42 pm (UTC)
Супер-рецепты! Булочки красивущие!!!
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:57 am (UTC)
Спасибо, да, удачно подобралось :) булочки просто нереальные!!!)))
ponka_tomaho
Oct. 2nd, 2011 05:52 am (UTC)
Супер рецепты, в следующие выходные обязательно устрою день финской кухни, жаль в ближайшее время съездить лично не получается....
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 05:58 am (UTC)
У меня тоже все никак не получается пока выбраться, уже месяц не ездила, так что устроила мини-Финляндию на дому :)
cook_inspire
Oct. 2nd, 2011 05:58 am (UTC)
Аня, ну блин! Как же я не догадалась про финское!)))) Слушай, ну ты в этот превзошла сама себя, честно! Все настолько родное, близкое и вкусное, что прямо не знаю как выразить восторг!)))) Все хочу)))
Закваску для хлеба ты как делаешь?
Булочки испеку, как вернусь, и котлет хочу однозначно))))
Кстати мы тоже там в макдаке кофе на вынос покупаем, мне нравится он, крепкий и вообще))) Лучше купить еды и пойти есть на воле, так вкуснее))))
fleur_de_cassie
Oct. 2nd, 2011 06:06 am (UTC)
Юль)) знаешь, мне этот день больше всего понравился самой)) фрикасе, паста, хачапури, все это было чудесно и очень вкусно, но вот на финской я просто душу отвела, действительное, такое все близкое и родное, особенно булочки))) у меня, представляешь, на них и закончился кардамон, я в панике, не знаю, когда в следующий раз поеду в Финку, а у нас кардамона нет!! В Стокманне нашла только крошечные пакетики по 8 г зеленых зерен. А у меня кардамон теперь как корица, вещь первой необходимости.

Слушай, вот и я так же всегда! Я не ем в Финке в кафе, в рестиках, вообще! Я покупаю свое самое любимое и ем на воле. Салат, хлебы, сыр в нарезке и булочки. И маленькую бутылочку вина в Алко или пива, если летом, и кааааайф!!)))))))
(no subject) - cook_inspire - Oct. 2nd, 2011 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - fleur_de_cassie - Oct. 2nd, 2011 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - cook_inspire - Oct. 2nd, 2011 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - fleur_de_cassie - Oct. 2nd, 2011 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - cook_inspire - Oct. 2nd, 2011 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - fleur_de_cassie - Oct. 2nd, 2011 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - cook_inspire - Oct. 2nd, 2011 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - anke_anke - Oct. 2nd, 2011 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - cook_inspire - Oct. 2nd, 2011 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - fleur_de_cassie - Oct. 2nd, 2011 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - anke_anke - Oct. 2nd, 2011 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - cook_inspire - Oct. 2nd, 2011 09:33 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 112 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner